21 марта в Москве пройдет День Свердловской области

Под Волгоградом выручают рыб



Исполняется 55 лет со дня рождения Алексея Балабанова

25 февраля культовому российскому режиссеру Алексею Балабанову могло бы исполниться 55 лет. В кино Балабанов пришел не сходу. Сначала 1980-х будущий режиссер служил летчиком, воспринимал роль в войне в Афганистане, а незадолго до окончания службы был переведен в военно-морской флот. Конкретно потому Балабанов в собственных фильмах так нередко обращается к образам бывших бойцов и офицеров, прошедших огонь, воду и медные трубы на войне, но выброшенных на обочину жизни в мирное время.

В 1990 году уже начавший свою творческую карьеру режиссер переселился в Петербург, а в 1992-м совместно с продюсером Сергеем Селяниновым открыл компанию СТВ. Одними из первых игровых кинофильмов Балабанова стали экранизации классики: кинофильм «Счастливые дни», сделанный по мотивам произведений Сэмюэля Беккета, и драма «Замок» - экранизация романа Франца Кафки. Но реальную известность режиссеру принесла его лента «Брат», которая стала культовым фильмом 1990-х и преобразовал героя Сергея Бодрова-младшего в кумира поколения.

В честь дня рождения режиссера, сетевое издание M24.ru вспоминает его главные картины.

«Брат» (1997 год)

1-ая часть дилогии о Даниле Богрове - визитная карточка режиссера Балабанова, и актера Сергея Бодрова -младшего. Обоих уже нет в живых.

Демобилизованный Данила приезжает к мамы в провинциальный городок, где сразу попадает в участок из-за драки. Вообщем, скоро Данилу отпускают, взяв с парня обещание, что он в течение недельки отыщет работу. Но жизнь в этом богом позабытом местечке пророчит юному человеку нерадостное будущее, и в поисках счастья он отчаливает к старшему брату в Санкт-Петербург.

Данила Багров - обычный балабановский герой, загнанный в угол волчонок, который на насилие отвечает насилием (в Петербурге, по наитию брата, юноша становится киллером). Образ младшего Бодрова - это современная интерпретация мифа о благородном разбойнике. Кстати, в переводе с древнееврейского, имя «Данила» обозначает «Бог мне судья».

Кинофильм «Брат» получил Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и особый приз жюри FIPRESCI на международном фестивале в Турине, также заслугу «Silver Hugo» за топовую мужскую роль Чикагского интернационального кинофестиваля. В картине звучит 11 песен известной рок-группы Nautilus Pompilius. Поговаривают, что опосля выхода «Брата» к группе возвратилась былая популярность, потерянная опосля возникновения альбома «Крылья». Но это не воспрепядствовало Вячеславу Бутусову чрезвычайно скоро распустить «Наутилус».

«Про уродцев и людей» (1998 год)

Один из немногих кинофильмов Балабанова, который ведает не о реальном, а о прошедшем: действие картины происходит в XIX - начале XX веке.

В жизнь 2-ух благополучных с виду семей вторгается германец Иоган, обладатель фотостудии, которую он преобразовал в целый садомазохистский театр. Фото, изготовленные Иоганом, расползаются по всему Петербургу и, естественно, попадают в руки к членам уже упомянутых семей, которые рассматривают фотокарточки всекрете друг от друга.

В этом кинофильме Балабанов реализует очередной сюжет мировой культуры, на этот раз библейский - змей-искуситель Иоган показывает населению земли его наготу и соблазняет невинную даму. Для усиления умопомрачительного эффекта, режиссер стилизовал собственный кинофильм под раннее кино, сначала тут отсутствует даже звук, его подменяет соответствующий треск первых киноаппаратов.

«Брат 2» (2000 год)

История о новейших приключениях Данилы Багрова, где основной герой, выполняя просьбу погибшего сослуживца, помогает его брату. На этот раз вернуть справедливость во всем мире Даниле мешает не городские мафиози, как было в первой части, а целая международная сеть бандитов. Здесь и американец Мэнис, и российский предприниматель Белкин, и целая банда украинских наемников.

У главенствующего героя растет не только лишь круг врагов, да и круг друзей: от узнаваемых телеведущих и поп-звезд до дальнобойщиков и сторожей. Расширяется и география деятельности: чтоб выполнить свою цель, Даниле приходится лететь в США.

Для российского кинофильма нулевых «Брат 2» оказался очень удачным, в том числе и в забугорном прокате. Общее английское заглавие картины - «The Brother 2», в Канаде лента известна как «On the Way Home» («По дороге домой»).

Не наименьшую популярность получил и одноименный саундтрек картины, в который вошли песни все такого же «Наутилуса», также групп «Сплин», «Би-2», «Крематорий», «Смысловые галлюцинации», «Океан Ельзи», «АукцЫон» и «Агаты Кристи»", участвовали в записи и Земфира с Чичериной. Энтузиазм к пластинке принудил компанию производителя выпустить 2-ой альбом - «Брат 2 - за кадром», в который вошли композиции, не попавшие в кинофильм.

«Кочегар» (2010 год)

Еще одна история о небольшом человеке - майоре в отставке, контуженном в Афганистане. Якут (прозванный так за свою национальность) - герой Русского Союза и прошлый сапер, который в новейшей России обязан жить и работать в кочегарке. Сюда его бывшие сослуживцы привозят трупы убитых ими людей, объясняя Якуту, что они были «плохими». Эти двое отыскали свое место опосля войны и перевоплотился в бандитов, а несчастный Якут продолжает им верить, правда, до того времени, пока закадычные друзья не убивают его единственную дочь…

Поле выхода картины критики отмечали, что «Кочегар», может быть, один из самых автобиографичных кинофильмов Балабанова, а основной герой - это альтер-эго режиссера. Во-1-х, как Балабанов, Якут участвовал в кампании в Афганистане, а во-2-х - он также немногословен, как и его создатель. Вообщем «Кочегара» различает тишь в кадре: главные герои нередко обмениваются или маленькими фразами, или междометиями, слова тут подменяют звуки, такие как треск огня.

Кинофильм остался незамеченным на огромных европейских киносмотрах и попал лишь на Роттердамский фестиваль. Зато в России картина получила призы в премиях «Белый слон» и «Ника».

«Я тоже хочу» (2012 год)

На самом деле, все балабановские герои отыскивают счастья. Насилие, несправедливость и грязюка возникают благодаря лишь светлому желанию - быть счастливым. Квинтэссенцией этого рвения и стала крайняя картина Алексея Балабанова «Я тоже хочу», в какой пятеро совсем различных людей: путана, музыкант, бандит и пара отец и отпрыск, отыскивают некоторую магическую колокольню, исполняющую желания. Вся компания путешествует в большом черном внедорожнике и любой из их верит, что колокольня, которая сама выбирает людей и их желания, выберет конкретно его.

«Я тоже хочу» не имела такового оглушительного зрительского фуррора, как, к примеру, дилогия «Брат», но стала одной из самых удачных кинофильмов Балабанова в фестивальном прокате. Кинофильм был в первый раз показан на 69-м Венецианском кинофестивале в програмке «Горизонты», а потом представлен на Петербуржском международном кинофестивале, 12 декабря 2012 года картина открыла «Зимнюю эйфорию» в Москве, участвовала в XXI Открытом фестивале кино государств СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок», также получила приз на Международном кинофестивале «Завтра».